МЕТОДИКИ

Выбираем лучший способ изучения английского языка

Если вы ходили в обычную российскую школу, скорее всего, вы изучали английский по принципу «читать-переводить-пересказывать». Какая уж там коммуникативная методика обучения английскому языку! 

И что в итоге? Ходишь-ходишь в школу, а потом – бац! – английского так и не знаешь. Причины этого, конечно, могут быть разные. 

Одна из них - мотивация. Ну кто из нас в школе понимал, что английский пригодится во взрослой жизни для работы, учебы в зарубежных университетах и путешествий в прекрасные уголки планеты?

Вторая причина – школьная методика обучения английскому. Насколько далеко от реальной жизни бесконечное выполнение грамматических упражнений? Заучивание слов огромными списками?Пересказы в духе “London is the capital of Great Britain”?

Видимо, нужно что-то менять. Мотивация у вас уже есть (иначе как вы оказались на этом сайте?). Осталось поменять подход к изучению английского.

Меня также часто спрашивают, можно ли выучить английский самостоятельно, без помощи преподавателя. 

Мое мнение на этот счет таково: большинство людей нуждается в преподавателе, чтобы по-настоящему овладеть иностранным языком. Даже при наличии больших способностей самостоятельное изучение английского языка вряд ли возможно. 

Разумеется, я не рассматриваю здесь случаи, когда человек живет в стране изучаемого языка – погружение в языковую среду, согласитесь, значительно упрощает дело. Возьмем более распространенный случай – вы только готовитесь к переезду в англоязычную страну, хотите выучить английский для работы, для путешествий или, что чаще всего бывает, просто «для себя» — то есть, для собственного развития.

Лучшим способом быстро «заговорить» по-английски является совмещение индивидуальных уроков с преподавателем и самостоятельных занятий. Но самостоятельные занятия нужно еще правильно организовать. Вот несколько советов, которые приведут вас к цели кратчайшим путем.

Методика обучения английскому языку

Выбор методики обучения зависит от конкретного студента и всегда ориентируется на цели и задачи, которые стоят перед данным учеником. 

В целом, мой способ выбора методики обучения прост - если методика работает и дает хороший результат, значит, я его использую, если результата нет, тогда этот методика, какой бы прекрасой она ни была, не буднт применяться в работе с данным конкретным студентом. На своих уроках английского я отдаю предпочтение трем основным методам: коммуникативной методике, методу проектов и тренинговому подходу. Ниже я попыталась их детально описать.

Коммуникативная методика

 Коммуникативная методика базируется на следующих принципах:
 Все, чему Вас учат на уроке (грамматика, слова, идиомы) должно использоваться в устной или письменной речи, т.е. применяться на практике
 Все уроки ведутся на английском языке
• Речь преподавателя на занятии сведена к минимуму (около 70% времени говорят студенты и только 30% - преподаватель), Вы ведь не радио пришли послушать или телевизор посмотреть, а научиться говорить по-английски
Если Вы хотите заговорить на английском языке, а также повысить уровень восприятия английской речи на слух, то коммуникативная методика помогает этого достичь гораздо быстрее, чем традиционные методы обучения, которые применялись в советских школах, например.

Метод проектов

Один из самых популярных методов, который применяется в современных общеобразовательных школах США. Суть его заключается в том, что Вы на практике применяете изученный материал. Допустим, тема Вашего урока – первый контакт с поставщиком по email. Как можно этому научиться? Только написав несколько писем, проанализировав ошибки и запомнив клише, используемые в деловой переписке. Для этого каждый студент или группа студентов получает задание изучить шаблон письма-обращения в фирму, проводится работа с новыми словами, необходимыми для успешного составления письма, а после пишется письмо на фирму (детальную информацию о фирме Вы получаете от преподавателя). Таким образом, в результате Вы получаете готовый проект – написанное письмо по всем канонам деловой переписки на английском языке. Метод проектов хорош тем, что Вы работаете над теми же задачами, с которыми сталкиваетесь в жизни. Качество изучения языка при этом гораздо выше, чем при использовании других подходов.

Тренинговый подход

 Если Вы когда-то были на тренингах, тогда Вы знаете, что это такое. На занятиях Вы учите немного теории, а потом применяете ее на практике, потом осваиваете опять немного новой информации и снова применяете изученное. Ключевой момент любого тренинга не в том, что Вам дают информацию на блюдечке, а в том, что Вы сами докапываетесь до сути. Иными словами, Вы сами активно участвуете в процессе Вашего обучения. Активное участие обеспечивает гораздо лучший уровень запоминания нового материала и его закрепления в ходе практической части. Именно поэтому я применяю этот подход в преподавании английского.

Как проходит процесс изучения английского со мной?

Методика, конечно, это хорошо. Но как проходят мои уроки по английскому языку? Они проходят интенсивно, интересно и интерактивно. Давайте разберем по «кирпичикам» как Вы будете изучать английский язык со мной.

1. Ваше активное участие в обучении. 

Под этим я подразумеваю не только Ваше активное участие на уроках (обсуждение представленных тем, изучение нового материала и его практика на уроках), но и также активную работу с английским языком дома, чтобы время, которое Вы себе выделили для изучения английского, работало на достижение Вашего результата. Если Вы решили пройти один уровень английского языка, то у Вас на это есть только 1 или 3,5 месяца, например, и если в это время активно не работать, то, считайте, что Вы просто зря теряете свое время и деньги.

2. Домашние задания. 

Я делаю все, чтобы помочь Вам достигать успехов в изучении английского, поэтому готовлю специальные домашние задания, которые позволят Вам дома закрепить материал, пройденный на уроке или просто подготовиться к следующему занятию. Эти домашние задания обязательны для выполнения, ведь так Вы сможете приступать к освоению новых тем уже после хорошего закрепления предыдущих. Кстати, особенность домашних заданий (кроме тех, которые требуют творческого выполнения) состоит в том, что Вы всегда сможете проверить правильность своих ответов дома. Зачем это нужно? А Вам хочется 20-30 минут проверять домашнее задание на уроке вместо разговорной практики, если Вы можете это сделать самостоятельно за 5 минут дома? Кроме того, самопроверка позволит Вам увидеть свой уровень знаний по этой теме и даст возможность в спокойной обстановке разобраться с ошибками. После, если у Вас все еще останутся какие-либо вопросы по поводу домашнего задания, то Вы сможете их обсудить со мной. Поверьте, это займет намного меньше времени, чем проверка всего домашнего задания на уроке.

3. Аудирование.

Процесс тренировки восприятию английской речи на слух. Это один из самых нужных навыков, ведь общение должно быть двухсторонним, а для этого нужно понимать, что, собственно, Вам хотел сказать собеседник. Я помогаю Вам с развитием этого навыка. Вы обязательно будете слушать диалоги и тексты, радиопередачи и просматривать фрагменты фильмов, сериалов и т.д. на каждом уроке, но, безусловно, этого недостаточно. Чтобы помочь Вам развить этот навык на достаточно высоком уровне, я запишу для Вас диск с множеством аудио материалов, и все что Вам будет нужно делать – это просто его слушать по дороге на работу/курсы/домой. Вот и все. Постоянное нахождение в среде изучаемого языка - это единственный известный науке способ научиться четко воспринимать английский язык на слух.

4. Изучение новых слов. 

Представьте себе ситуацию, когда Вы хотите что-то сказать, а у Вас не хватает словарного запаса. К сожалению, эта ситуация часта в английском языке. Чтобы помочь с ней справиться, я готовлю для Вас списки слов, которые пригодятся Вам при общении на определенную тему. Список новых слов Вы получаете до изучения новой темы, чтобы Вы могли с ним ознакомиться и выучить большую часть этих слов и выражений заранее, еще до урока. Такой подход себя не просто оправдывает, он позволяет существенно ускорить процесс обучения. А на уроках Вас ждут словарные диктанты (просто, но эффективно), игры со словами (для более качественного запоминания слов), и применение этих слов на практике (ведь Вы их учите для этого).

5. Чтение. 

По жизни мы редко читаем вслух, все больше про себя. Но на уроках английского иногда бывает полезно почитать и вслух. Зачем? Цель только одна – подкорректировать произношение и интонацию. Ведь написание и произношение английских слов – это две большие разницы, как говорят в Одессе. Поэтому часто мы заучиваем английские слова как придется, а потом уже исправляем заученное по ходу обучения. Но этот подход, в основном, применяется на начальных этапах обучения. На более высоких уровнях (Pre-Intermediate и выше) больше практикуется чтение текстов про себя.

6. Произношение. 

Для начала давайте разберемся с тем, что такое произношение. Для многих – это всего лишь произношение английских звуков. Но произношение включает в себя также и интонацию, которая часто является критической для понимания Вас собеседником. Зачем Вам нужно правильное произношение? Прежде всего, чтобы правильно произносить слова. Во-вторых, чтобы понимать собеседника. В-третьих, чтобы грамотно выражать свои эмоции на английском языке. Кстати, интересный факт, на экзамене по IELTS экзаменатор срезает 25% баллов за разговорную часть из-за плохого произношения.

7. Письмо. 

Если Вам когда-то приходилось писать сочинение даже на родном языке, то Вы наверняка вспомните, что на то, чтобы придумать хоть что-то, о чем можно было бы написать, у Вас уходила масса времени. Именно поэтому письменные задания – это не наша ставка на уроках английского. Во-первых, Вы прекрасно справитесь с ними дома. В спокойной обстановке, без спешки Вы гораздо лучше и быстрее напишите маленькое сочинение или открытку другу или email. Во-вторых, наши уроки не резиновые, они ограничены по времени. Если, конечно, Вы хотите писать на уроках вместо устного общения, то я с радостью буду Вам готовить такие задания. Но если Ваша цель – научиться свободно говорить на английском языке, тогда доверьтесь моему опыту и согласитесь на выполнение письменных заданий дома. Это не означает, что письменных заданий на уроках не будет вообще. Они будут, но небольшие. Я также практикую диктанты, тесты и короткие письменные упражнения, которые не забирают много времени. И, конечно, если Вы готовитесь к ЗНО или другому экзамену, а также проходите тренинг по деловой переписке, то письменные задания являются обязательной частью урока.

8. Грамматика. 

Общение без грамматики будет чем-то напоминать чтение словаря. Вы можете знать сто тысяч английских слов, но без знания грамматики процесс общения будет невозможен, ведь именно грамматика объясняет, как все эти слова сочетать в предложения. Но, как ни странно, грамматика – не центральная часть урока и ее объяснения не будут занимать пол урока. Теория всегда дается сжато и объясняется очень простым языком, без всяких заумных терминов (если их употребления можно избежать), при необходимости на русском языке, а потом идет обширная практика, чтобы Вы научились применять то или иное грамматическое явление без раздумий. Изучение слов и грамматики – это подготовительный этап к разговорной практике. Часто Вы будете получать грамматические упражнения для закрепления изученного материала дома.

9. Разговор. 

Гвоздь программы моих уроков английского – это разговорная практика. По сути, научиться говорить можно только говоря, поэтому изучение слов, грамматики, развитие понимания речи на слух, чтение и прослушивание разных материалов – это платформа для развития разговорной речи. Все упражнения, которые я буду Вам давать, нацелены на развитие Вашей разговорной речи, и сводятся  к составлению предложений, высказываниям на какую-то тему (монологам), обсуждению какой-то темы с партнером (диалоги) и дискуссиям. Считайте, что разговорная практика показывает, чему Вы научились за все время обучения английскому языку. Кроме того, разговорная практика – это то, что Вы можете делать только тогда, когда рядом с Вами есть кто-то, с кем можно поговорить. Причем, поговорить по-английски. Как правило, это Ваш преподаватель. Именно поэтому, понимая, что у Вас не так-то много времени на общение за пределами класса, я стараюсь максимальное время урока посвящать разговорной практике на английском языке.

 

Теперь Вы знаете, какую систему обучения я применяю и Вам лишь осталось лично убедиться, что методика, которую я использую, действительно работает и дает результат.