ЕГЭ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ / ПИСЬМЕННОЕ ЗАДАНИЕ

егэ по Английскому языку / письменное задание

Можно сказать без всяких преувеличений, что в экзамене ЕГЭ по Английскому языку эссе является одним из наиболее трудных разделов. Как можно правильно выразить свою мысль, дать ей логические аргументы, подкрепить их примерами и объяснениями, и при этом грамотно и без ошибок оформить текст, да еще и не выйти за пределы по количеству слов, уложившись при этом в 60 минут? В этой статье мы постараемся разобрать структуру эссе и дать советы по улучшению качества Вашего эссе.

Начнем с конца. Написанное Вами эссе будет оцениваться по следующим критериям:

Аспект Максимальное кол-во баллов
Решение коммуникативной задачи (содержание) 3
Организация текста (структура) 3
Лексика 3
Грамматика 3
Орфография и пунктуация 2

 

Максимальное количество баллов, которое Вы можете получить за эссе – 14 баллов.

До того как начать говорить о правильности выполнении каждого критерия, сначала давайте сделаем наше эссе по Английскому языку соответствующим одному из основных критериев для проверки. Это – объем.

Формально Ваше эссе по английскому языку должно уложиться в 200-250 слов. Это не надо воспринимать буквально и бить тревогу, если Вы написали лишь 198 слов. Тем не менее, имейте в виду, что Ваше эссе не будет проверяться, если количество слов в нем менее 180. В случае, если у Вас получится более 275 слов, экзаменатор просто отсчитает от начала эссе 250 слов, отчертит остальное и проверит всё вплоть до этой черты. То есть, при первом раскладе Вы теряете всё эссе; при втором, скорее всего, потеряете заключение, что тоже весьма малоприятно.


 


 

демонстрационный вариант выполнения задания номер 37 письменной части егэ по английскому языку
 



SAMPLE 1

 

 

 

 

 


 

 


 


Итак, в задании требуется написать личное электронное письмо другу Ронни (имя указывается в задании), при этом необходимо ПОЛНО и ТОЧНО ответить на заданные три вопроса и задать три вопроса другу на КОНКРЕТНУЮ ТЕМУ (в данном случае – about his uncle).

Количество слов: 90 – 154 (так как допускается отклонение в 10% от указанных границ в 100-140 слов). Если Вы пишете меньше 90 слов, то письмо проверяться не будет. Если Вы пишете больше 154 слов, то эксперт будет проверять первые 140 слов, поэтому укладывайтесь в заданные рамки!

Как считать слова?

Считаем все слова, начиная с обращения, артикли, предлоги и другие служебные слова также считаются.

При этом за одно слово считаются:

  1. Числительные, выраженные цифрами или словами: 210, ninety-one;
  2. Сложные слова: pop-singer, English-speaking;
  3. Краткие (стяженные) формы: I’ve, it’s, don’t, can’t, won’t, wasn’t;
  4. Сокращения: TV, e-mail, UK.

Далее мы рассмотрим, что должно быть в содержании Вашего личного электронного письма. Обратите внимание, что адрес и дату указывать не нужно.

ПЛАН ПИСЬМА

  • обращение (слева, на отдельной строке), например, Dear Jim/Alice, Hello/ Hi Jim/Alice;
  • благодарность за полученное письмо, ссылка на предыдущие контакты не является обязательной (начало письма) например, «Thank you for your (recent) message. I was very glad to hear from you (again)», «Thanks for writing to me. I’m always glad to get emails./ I always like to read your emails. /I enjoy reading your messages and writing to you.» и т.д;
  • ответы на три вопроса друга по переписке (основная часть письма). Для того чтобы письмо было логичным, можно использовать фразы: «You asked me about … Well, I can say that …» или «As you are interested in … I’d like to tell you that …» и т. п.;
  • три вопроса другу по переписке на тему, указанную в задании, при этом не забываем про соединительную фразу/предложение, чтобы вопросы были логично связаны с предыдущим текстом;
  • упоминание о дальнейших контактах, например, «Write back soon»; «Hope to hear from you soon»; «Please, write to me soon» и т. д. (можно писать на отдельной строке или в конце текущего абзаца);
  • завершающая фраза, например, «Best wishes»; «All the best»; «With love»; «Yours» (на отдельной строке);
  • подпись автора (только Ваше имя, на отдельной строке).

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ПИСЬМА

  1. Решение коммуникативной задачи (2 балла);
  2. Организация текста (2 балла);
  3. Языковое оформление текста (2 балла).

Максимальное количество баллов за задание – 6.

Давайте рассмотрим такой образец личного письма:


SAMPLE 1

From: Russian_friend@oge.ru
To: Ronny@mail.uk
Subject: Summer

 

Hi Ronny,

Thank you for the e-mail! I am glad to hear from you. I'm sorry I couldn't answer earlier because I was busy with my exams.

In your message you asked me about summer. You know, the weather here is varied in this season. It can be rather hot in the south of the country and cool in the north. As for me, I prefer summer, this is the season when we have vacations. This summer I am planning to go the summer camp, then my parents are going to take me to the country.

By the way, I'd like to know more about your uncle. Where does your uncle live? Has he got a family? How long is he going to stay with you? I've got to go now, as I've got lots of homework to do.

Keep in touch!

Yours,

Alice

 

В данном письме 145 слов (в рамки уложились).

В обращении должно быть имя, после имени не забываем ставить запятую!

В начале электронного письма должна быть выражена благодарность за полученное письмо, ссылка на предыдущие контакты не является обязательной:

Thank you for your e-mail! I am glad to hear from you!

В следующем предложении желательно написать о том, почему мы не могли ответить ранее и извиниться за задержку:

I’m sorry I couldn’t answer earlier because I was busy with my exams.

Переходим к ответам на вопросы при помощи такого соединительного предложения:

In your message you asked me about summer.

Отвечаем на каждый вопрос одним сложным или двумя простыми предложениями. Одно простое предложение в качестве ответа на вопрос считается как неполный ответ.

You know, the weather here is varied in this season. It can be rather hot in the south of the country and cool in the north. As for me, I prefer summer, this is the season when we have vacations. This summer I am planning to go the summer camp, then my parents are going to take me to the country.

Далее мы задаем три вопроса другу по конкретной теме. В данном случае, например, необходимо задать вопросы про дядю:

By the way, I’d like to know more about your uncle. Where does your uncle live? Has he got a family? How long is he going to stay with you?

Завершаем письмо, указывая причину:

I’ve got to go now, as I’ve got lots of homework to do.

Указываем ссылку на будущие контакты:

Keep in touch!

Пишем завершающую фразу и Ваше имя на отдельной строке, точки в конце не ставим:

Yours,

Alice

Для осуществления логической связи между предложениями Вам необходимо использовать в тексте письма вводные слова и выражения, а также личные местоимения.

В данном примере были использованы:

As for me, – что касается меня

You know, – ты знаешь

By the way, – кстати

В письме достаточно 3-4 таких выражений, не перегружайте ими письмо, а также помните о стиле, такие выражения, как “moreover”, “nevertheless” и прочие, характерные для публицистического/официального стиля, нам не подойдут.

 

SAMPLE 2

From: Russian_friend@oge.ru
To: Ronny@mail.uk
Subject: Summer
Dear Ronny,

Thank you for your email message. I hope everything is fine with you and your family.

In your letter you asked me about seasons and weather. Well, the weather in Russia is hot and sunny in summer. Also, it’s extremely muggy, especially in July and August. My favourite season is autumn because I celebrate my birthday. Sometimes I like rainy and cloudy days. My future plans for the summer are simple. I’m going to enter  university and spend time with my family.

Now, it’s my turn to ask you questions. Where is your uncle from? How old is he? Do you get along with each other?

Well, I’d better go now as I have to help my mother in the kitchen.Write me back soon. 

Best wishes, 

Tanya

 

Несколько слов об изменениях в задании, по сравнению с предыдущим годом, которые хотелось бы отметить ещё раз:

  1. Само задание не изменилось
  2. Было обычное письмо, стало электронное. В начале письма вместо слова letter пишем email message, именно как указано в задании.
  3. Объем тот же самый — 100-140 слов
  4. Отвечаем на вопросы в письме.
  5. Не обязательна ссылка на предыдущие контакты. Оценивается только: благодарность за полученное письмо, надежда на последующие контакты.
  6. Обязательно считаем слова. 
  7. Не забываем задавать вопросы
  8. Обратите внимание на переходы от одного абзаца к другому. Например, от первого абзаца переходим ко второму с помощью In your letter you asked me about……
  9. От второго к третьему, Now, it’s my turn to ask you questions

     

 

демонстрационный вариант выполнения задания номер 38 письменной части егэ по английскому языку
 


Самое «дорогое» задание экзамена ЕГЭ-2023 по английскому языку — это задание 38 — эссе на основе таблицы или диаграммы. За грамотное и структурированное эссе можно получить 14 баллов. Разбираемся в структуре эссе, чтобы заработать на экзамене максимальный балл.

Критерии оценивания эссе

Задание 38 «Развёрнутое письменное высказывание с элементами рассуждения на основе таблицы/диаграммы» оценивается по следующим критериям: 

  • 3 балла можно получить за решение коммуникативной задачи (далее РКЗ), то есть осветить все пункты плана, представленные в задании в соответствии с заданной темой и соблюсти нейтральное стилистическое оформление;
  • 3 балла за организацию текста: это значит, что количество абзацев соответствует количеству пунктов в плане, высказывание логично, средства логической связи используются уместно;
  • 3 балла за лексическое оформление, соответствующее высокому уровню сложности, то есть надо использовать синонимы, антонимы, фразовые глаголы и соблюдать нормы лексической сочетаемости на  уровне В2;
  • 3 балла за разнообразие грамматических конструкций и соответствие высокому уровню сложности, то есть необходимо использовать пассивный залог, условные предложения, сложное подлежащее, сложное дополнение;
  • 2 балла за отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок.

Структура эссе по английскому языку

Все пункты плана задания 38 прописаны в контрольно-измерительном материале, то есть в самом задании под таблицей или диаграммой.

Формально Ваше эссе по английскому языку должно уложиться в 200-250 слов. Это не надо воспринимать буквально и бить тревогу, если Вы написали лишь 198 слов. Тем не менее, имейте в виду, что Ваше эссе не будет проверяться, если количество слов в нем менее 180. В случае, если у Вас получится более 275 слов, экзаменатор просто отсчитает от начала эссе 250 слов, отчертит остальное и проверит всё вплоть до этой черты. То есть, при первом раскладе Вы теряете всё эссе; при втором, скорее всего, потеряете заключение, что тоже весьма малоприятно.

 


 

Пример задания 38.1 из демонстрационного варианта ЕГЭ-2023 по английскому языку

 

 

Вступление

Make an opening statement on the subject of the project

Вступление должно соответствовать предложенной теме проектной работы.

Во вступлении нужно написать:

  • вводный тезис общего характера по выбранной теме с обозначением коммуникативной ситуации;
  • цель выполняемого проекта и обозначение источника информации (график или таблица).

Участник экзамена выполняет проектную работу на указанную тему, он нашёл статистические данные по теме, и его цель — проанализировать их, выразив свою точку зрения.

Перефразирование не требуется в критерии РКЗ, но нужно помнить про критерий «Лексическое оформление текста», где оценивается именно соответствие высокому уровню сложности задания.

ПРИМЕР ВСТУПЛЕНИЯ К ЗАДАНИЮ 38.1

Nowadays there is a big number of different resources where we can access all the information we are in need of. My project is aimed at establishing what information sources students use for the preparation for exams. I have found some data which is presented in the form of a table.

Второй абзац

Select and report 2–3 facts

Начинайте второй абзац с описания основной идеи всего абзаца, затем, опишите 2-3 факта.

ПРИМЕР ВТОРОГО АБЗАЦА ЗАДАНИЯ 38.1

As can be seen from the table, there are some prominent features in the results of my research. Firstly, textbooks are the most popular source of information among the students, with 59.7% mentioning them. Secondly, the smallest number of the respondents (11.6%) tend to look for knowledge in their lesson notes.

Третий абзац

Make 1–2 comparisons where relevant and give your comments

Третий абзац тоже вводите обобщённым предложением. Затем приведите одно-два существенных сравнения цифровых показателей таблицы/диаграммы. Цифры пишите цифрами, а не буквами.

ПРИМЕР ТРЕТЬЕГО АБЗАЦА ЗАДАНИЯ 38.1

Obviously, one can observe certain differences in the frequency of usage various sources. For instance, the proportion of those using the Internet is by far larger than those using encyclopedias, correspondingly, 57.3% and 22.2%. Such a difference might signify that the Internet is more common and accessible reference rather than encyclopedias.

Четвёртый абзац

Outline a problem that can arise with using different information resources and suggest the way of solving it

Первое предложение — это как всегда основная идея всего абзаца. Далее опишите возможную проблему, связанную с темой исследования, и предложите способ решения этой проблемы.

ПРИМЕР ЧЕТВЁРТОГО АБЗАЦА ЗАДАНИЯ 38.1

While doing the project, I have managed to outline a problem. The respondents use the Internet almost with the same frequency as textbooks, so that it is likely that a certain number of the young people get unreliable information. The best solution is to double-check the data we find on the Internet in order to avoid mistakes.

Заключение

Сonclude by giving and explaining your opinion on the importance of choosing information resources while preparing for exams

Введите заключение с выражением своего мнения по теме, которое будет указано в задании. Смотрите, чтобы объём заключения приблизительно соответствовал объёму вступления.

ПРИМЕР ЗАКЛЮЧЕНИЯ ЗАДАНИЯ 38.1

In conclusion, I strongly believe that the best way to prepare for exams is to use reliable information which students can acquire either during their lessons or from textbooks. The reason is that facts and theories discussed in them have already been revised by experts and thus can be trusted. 


 

Стилистические особенности эссе

Всё эссе должно быть написано в нейтральном стиле. Это означает, что в развёрнутом ответе нельзя использовать:

— риторические вопросы;

— разговорные выражения и конструкции типа Let’s. Let us и Let me — нейтральный стиль;

— сниженную лексику типа folks (people);

— стяжённые (краткие) формы глаголов: I’m, he’s, don’t, aren’t, can’t, didn’t, I’d like; исключение — needn’t.

Ещё несколько советов, как соблюсти формальный/нейтральный стиль:

— Не используйте оценочных или ярких экспрессивных прилагательных (goodbadniceterribleinterestingamazing). Если нужны прилагательные, лучше употреблять те, что несут больше смысла и менее эмоционально окрашены: motivatingeducationalbeneficialconvenient. Подчёркивайте, какие возможности даёт то или иное явление или предмет.

— Применяйте правило 7+ sentences — в предложении должно быть минимум 7 слов. Избегайте простых коротких предложений.

— Не начинайте предложение с but или and. Лучше использовать yet или however. Допустимы moreover и furthermore.

— Отнеситесь внимательно к знакам препинания. В конце предложения необходима точка. Ряд вводных конструкций (however, on the other hand, eventually) выделяются запятыми.

Время на выполнение задания

Время, рекомендуемое на выполнение задания составляет 60 минут.

Сначала надо выбрать любую из двух предложенных тем, причём одна тема строится на таблице, другая — на диаграмме, поэтому обязательно выделите пять минут на анализ задания. Необходимо внимательно прочитать предложенные темы проектов, таблицу/диаграмму и план, обдумать, какая проблематика скрыта в каждом из заданий, мысленно подобрать возможное содержание. Выбирайте ту тему, которую можете представить более выигрышно с содержательной и лексической точки зрения.

Рекомендуем не тратить время на детально прописанный черновик, но продумать логику построения текста, ключевые слова и выражения, провести сравнение численных показателей, сделать обобщения по содержанию, кратко описать проблему и её решение, продумать свою точку зрения по заданной теме. Помните, что черновик не проверяется на экзамене и если что-то вы не успеете переписать, то это никто не прочитает. Отведите на черновик не более 15–20 минут.

В чистовик записывайте эссе полностью, рассчитывайте на 30 минут. Завершив эту работу, проверьте написанное с точки зрения содержания: все ли требуемые пункты раскрыты, логично ли построена работа, раскрыта ли тема, нет ли ошибок в языковом оформлении. Помните, что на проверку вам потребуется не менее 10 минут.

Возьмите себе за правило писать минимум одну работу раз в неделю, пишите строго по плану, советуйтесь с наставниками, анализируйте ошибки, и тогда 14 баллов у вас в кармане!

Советы по подготовке

Как пополнить словарный запас

  • Читайте статьи на сайтах. Обращайте внимание, какие слова используют авторы для описания одной и той же темы или проблемы. Выписывайте синонимы.
  • Играйте с друзьями в игру наподобие Alias на английском. Ведущий другими словами описывает участникам термин или понятие, а они пытаются угадать, что это такое.
  • Используйте пособие Key Words For Fluency уровня Upper-Intermediate. Там много слов, которые пригодятся для рассуждений на разные темы: benefits, advantage, problems, solutions. Также можно брать оттуда речевые шаблоны.

Как улучшить грамотность

  • Выключите спеллчекер. Автоматическое исправление мешает видеть и анализировать свои ошибки.
  • Пишите от руки, это активизирует моторную память. Сложные слова записывайте несколько раз.
  • Читайте на английском языке. Это задействует зрительную память.
  • Выбирайте более привычный вариант написания (британский или американский) и придерживайтесь его.

Как отработать формат эссе

  • Пишите одно эссе в неделю на темы из кодификатора или из пробных ЕГЭ.
  • Анализируйте чужие эссе, проверяя их по критериям экзамена: количество абзацев, слов, соблюдение стиля. Например, можно обмениваться тренировочными эссе с друзьями.
 

 
 
SAMPLE 2

Imagine that you are doing a project on what people use their smartphones for in Zetland. You have found some data on the subject – the results of the opinion polls (see the diagram below).
Comment on the data in the diagram and give your opinion on the subject of the project.

 

 

 

 

 

 

Write 200–250 words.
Use the following plan:
– make an opening statement on the subject of the project work;
– select and report 2–3 main features;
– make 1–2 comparisons where relevant;
– outline a problem that can arise from using smartphones and suggest a way of solving it;
– draw a conclusion by giving your opinion on the role of smartphones in our life.

 
 
Sample  Answer

 

The smartphone phenomenon has been an area of extensive research recently. As part of my project, I have found a bar diagram that presents some data on what people living in Zetland use their smartphones for. In general, it is clearly seen that people in Zetland prefer using their phones for emails and making calls, while the option of using them for paying for purchases is far less popular.

The diagram reveals that making phone calls and email access comprise a sizeable proportion of the purppses smartphones are used for (78% and 79% respectively). Two other desirable uses include browsing the Internet (58%) and mobile gaming (48%).

Surprisingly, smartphone shopping is not as widespread as the other smartphone activities the diagram illustrates. Despite the rise of online shopping and many mobile banking applications which turn a smartphone into a digital wallet, making purchases via a smartphone receives the lowest percentage.

It is worth noting that due to the growing availability of applications on the one hand and smartphone owners' temptation to download more apps to their device on the other, a common problem may arise: low or full storage space. The standard solution to improve the memory performance of a smartphone comes to deleting of unnecessary programs and apps, and storing some of them in the Cloud Drive.

In conclusion, I am convinced that smartphones play a key role in people's lives since they have enormous benefits and numerous advanced features. Considering the various uses of smartphones presented in the diagram, it seems reasonable to assume that their computing functions attract people, whatever the problem.


 

SAMPLE 3


Imagine that you are doing a project on what book genres are popular among teenagers in Zetland. You have found some data on the subject – the results of the opinion polls (see the table below).
Comment on the data in the table and give your opinion on the subject of the project.
Book genre Number of readers ( % )
Adventure 55, 4
Detective / War / Spy Stories 55, 3
Sport Stories 49, 2
Animal Stories 27, 2
Romance 17, 6

 

Write 200–250 words.
Use the following plan:
– make an opening statement on the subject of the project work;
– select and report 2–3 main features;
– make 1–2 comparisons where relevant;
– outline a problem that can arise with reading and suggest the way of solving it;
– draw a conclusion giving your personal opinion on the importance of reading in human life.


 


Sample  Answer

 

The project concerns young people’s reading preferences. A survey was conducted to find out which genres teenagers prefer, and the results are presented in the table. Overall, it is clearly seen that young people prefer books with gripping, fast-moving plots, while romantic stories and books about wildlife are far less popular.

As the table shows, young people read books of various genres. Closer inspection of the data reveals that each respondent mentioned more than one kind of books. Around a half of survey participants said they enjoyed reading adventure novels, crime or war stories and books about sport. Romantic and animal stories are favoured by 27,2% and 19,4% of young people respectively.

It is evident from the chart, that some genres are much more popular than others. The proportion of those who prefer entertaining books about adventures or crime is noticeably bigger, while books about relationships or animals are far less popular.

The results of this opinion poll demonstrate young people’s lack of interest in non-fiction, for example, biographies or popular science books. This might be due to the fact that modern teenagers prefer to get this kind of information from videos. However, if non-fiction books are made readily available in school libraries, they might arouse students’ interest.

To sum up, the research revealed that generally modern young people read for pleasure, which in my opinion is a positive trend. Generally speaking, reading should be seen as something that brings joy rather than burden that is imposed on teenagers by school or parents. Even in the age of technologies reading still plays a very important role in our life as a source of knowledge about the world and as a way to relax.


286 words